пятница, 8 мая 2009 г.

Омерта по-колумбийски


Колумбия. Говоря Колумбия, любой мало-мальски эрудированный гражданин нашей страны, скорее всего, представляет себе наркобаронов, поддерживающих один из главных пунктов экспорта этого государства, коррупцию, вечную гражданскую войну и, вообще, тотальную «веселуху», присущую странам Центральной и Южной Америки. Такой уж у «латиносов» менталитет, ничего тут не поделаешь. И одной из главных страстей, да что там страстей, религий, этих горячих людей является, несомненно, футбол. Тут уже мало-мальски эрудированный и интересующийся футболом гражданин нашей страны может представить себе немного больше вышеперечисленных симулякров. Колумбийский футбол – это, в первую очередь, его золотая эпоха конца восьмидесятых - начала девяностых, шевелюра Карлоса Вальдеррамы, черная звезда Фредди Ринкона и сумасшедшие «удары скорпиона» Рене Игиты. Лично для меня, сборная Колумбии тогда – это команда-харизма, команда, которая была одним из образцов той самой опасной южноамериканской романтики, романтики, ходящей на грани жизни и смерти, хорошего и плохого, добра и зла, а, часто, принимающей самые радикальные стороны этих понятий. Футбол в Южной Америке всегда тесно переплетался со всяческим криминалом, от самого крупного, связанного с большой политикой, до мелкого, завернутого на эмоциях людей. А уж там эмоций хватает с головой, это точно.
22 июня 1994 года на стадионе «Роуз Боул» в городе Пасадена, штат Калифорния, проходил матч между хозяевами Чемпионата Мира, сборной США и сборной Колумбии. На 34` минуте американец Джон Харкс совершил полунавес-полупрострел в штрафную площадку колумбийцев, и Андрес Эскобар, пытаясь прервать его, забил мяч в собственные ворота. Колумбийцы проиграли тогда 1:2 (Стюарт 52`, Валенсия 90`) и лишились шансов на выход из группового турнира ( не помогла даже победа в последнем матче над мощной сборной Швейцарии, ведомой Чириако Сфорцей и Стефаном Шапиюза)
Эскобар провел за сборную Колумбии 50 матчей и забил 2 гола. Два эпохальных гола. Если первый был поистине триумфальным, и произошло это в 1988 году на Уэмбли, в ворота англичан, то второй, в свои ворота, стал роковым для молодого защитника. Чемпионат Мира парню досмотреть так и не удалось. Ровно через десять дней после матча с США он сидел со своей девушкой в баре в родном городе Медельин, куда зашел человек и достал оружие. Им был некий Умберто Муньос Кастро, работавший охранником. Он выпустил в Андреса Эскобара, которому в марте исполнилось 27 лет, 16 пуль, крича после каждой !Goooooool!, подражая южноамериканским комментаторам (по некоторым версиям, первой фразой Муньоса была «Андрес, огромное спасибо за гол!»). Умберто Муньоса Кастро приговорили к 43-м годам лишения свободы, но вышел на волю он уже в 2005 году, как говорят, за хорошее поведение.
В Медельине, город, где Эскобар родился, провел почти всю карьеру, играя за «Атлетико Насьональ» (не считая недолгую отлучку в швейцарский «Янг Бойс»), его практически боготворят. В далеком 94-м году были устроены пышные похороны, и до сих пор проводится кубок по уличному футболу, названный в его честь. В честь El Caballero del Fútbol (Рыцарь Футбола), как его называли на родине. Сейчас уже никто точно и не скажет, была ли это воля съехавшего с катушек Муньоса, или там имели место закулисные игры и холодный расчет неких высоких боссов, да это и не важно. В первую очередь, это неважно Андресу Эскобару Сальдарриаге, который стал жертвой опасной, непрощающей, порой абсурдной, но, все-таки, такой притягательной южноамериканской романтики и страсти.

1 комментарий:

  1. Интересно)) Бразильский футбол мне всегда нравился, парни хорошо бегают! Я на их сборную, наверное, в каждой бк ставки делала http://ratingbet.com/bookmaker/

    ОтветитьУдалить